"Шод сан лат" - это образ жизни

Сегодня гость нашей редакции - Магомед-Гирей Сукиев. Профессиональный спортсмен, мастер боевых искусств, почетный профессор Казахской Академии спорта и туризма. Автор ингушской системы тотального боя «Шод сан лат».

Создатель ингушской системы тотального боя родился в 1960 году в селе Барсуки (Крепость), после окончания 10-й школы в Грозном, в 1979 году поступил в Харьковский авиационный институт. Затем - служба в Советской Армии в звании офицера (ВВС) и работа начальником конструкторского бюро Грозненского производственного объединения «Оргтехника» (завод «Электроприбор»). Здесь он создал один из первых на Северном Кавказе военно-патриотический клуб «Дедал». Его ученики участвовали в различных соревнованиях, сам Магомед-Гирей Сукиев обладатель черного пояса по карате, а также тхэквондо. Последние 10 лет преподает в Казахской академии спорта и туризма, доцент национального университета имени аль-Фараби – ведущего вуза Казахстана.

- «Шод сан лат» - не просто боевое искусство, не просто выверенные и четкие удары, а философия жизни. Это – четко ориентированная на ингушский менталитет стратегия и концепция развития нашего народа. Любая область жизнедеятельности человека соответствует определенным математическим законам, законам движения, которые работают вне нашего участия. И когда мы их осознаем и создаем структуру, начинаем двигаться намного быстрее к намеченной цели, меньше допускать промахов.

Кстати, один из переводов с ингушского слова «шод» - узел. То есть, если мы сейчас оставим в стороне все расшифровки «Шод сан лат», как боевого искусства, а возьмем другие грани жизни нашего общества, то «шод» - это та же категория социальная, политическая. Не зря же говорят «узел противоречий», «узловая проблема». Так вот, «Шод сан лат» надо рассматривать как математическую формулу, - сказал Магомед-Гирей Сукиев, отвечая на первый вопрос о том, что из себя представляет его детище. – Это, своего рода, образ жизни, метод воспитания подрастающего поколения, как это было, скажем, в монастыре Шаолинь. В случае же с «Шод сан лат» речь идет о том, чтобы подростки не только учились боевому искусству, но получали знания, формировали характер, учились строить взаимоотношения с окружающими их людьми, быть почтительными к старшим, давать отпор наглецу, уважать женщину. Если коротко – становились высокообразованными, воспитанными людьми, нацеленными на построение будущего нации, республики.

- Магомед-Гирей, ты создал систему, внедрил ее. Но нельзя вариться в собственном соку. Надо выезжать на соревнования, хотя бы к соседям, как ты планируешь создавать такие же организации в других субъектах?

- Работа в этом направлении уже ведется. Создается федерация «Шод сан лат» в Казахстане. Мой очень близкий друг и товарищ Харон Пугоев, который живет в Норвегии, проводит аналогичную работу там. Мои бывшие ученики, в частности, на Украине готовы создать федерацию. Это то, что касается спортивной составляющей. Но «Шод сан лат», в первую очередь, боевое искусство, по которому не проводят никаких соревнований. Давайте учтем это.

- Насколько достоверна информация, что твоя система тотального боя основана на элементах ингушского национального танца?

- Это несколько неверная трактовка, неверное представление. «Шод сан лат» - не копия и не продолжение национального танца, хотя он и подвиг меня на разработку этого искусства. Когда начал расшифровывать элементы нашего танца, через призму боевых искусств, я заметил, что они являют собой технику защиты от угрозы. Может быть, в древние времена у нас существовало боевое искусство. Оно сохранилось, облаченное в форму танца, благодаря нашим мудрым предкам, чтобы дети с малых лет закалялись. В нашем танце – мощный экстатический заряд. Этот аспект хорошо знаком мастерам боевых искусств. Но ясно, что против боксера, например, танцевальными «па» не устоишь. Наш национальный танец является мотивационной составляющей «Шод сан лат», но это – современное боевое искусство, вобравшее в себя духовную составляющую нашего народа. Это – часть культуры, как те же величественные башни в горной Ингушетии, оставленные нам предками, и меня больше волнует вопрос: «Как привить само искусство?». Не каждый народ может похвастать его наличием. Это показатель, что ингуши не перестали изобретать, придумывать, вносить что-то новое, опираясь на богатое прошлое. Я побывал во многих регионах, занимался с именитыми мастерами, брал концептуальные вещи, но не копировал их приемы, а отцеживал главное, через свои знания в области биомеханики. Таким же путем шли многие мастера современности.

- Насколько известно, ты заявил о себе еще более 20 лет назад…

- В 1990 году, если не ошибаюсь, в Москве состоялась конференция боевых искусств. Приехали мастера со всех уголков бывшего СССР. Кто пропагандировал карате, кто – тхэквондо, третьи – кикбоксинг. Я сказал, что каждому - свое, но у меня созрела идея и я озвучил концепцию смешанного варианта. Сообщил о новом виде единоборства, где удары будут наноситься ногами, как в тхэквондо, руками, как в боксе, совмещая с высокими амплитудными бросками, как в борьбе. Все старались оспаривать, что невозможно соединить такие разные модели боя. Я вышел перед всеми, попросил кого-то выступить в качестве ассистента, и показал, как это можно сделать. В зале была тишина.

Чтобы моделировать различные виды соревнований, надо выработать правила. Фокус заключается в правилах. Я предложил и правила соревнований. Тогда мастера сказали, да это можно взять на вооружение. Было предложено поддержать Сукиева и всемерно, в масштабах России вводить ингушскую систему тотального боя «Латар» - первое название «Шод сан лат». Но начались известные события на Северном Кавказе и реализацию идеи пришлось надолго отложить. Сейчас появилась возможность осуществить задуманное, и я надеюсь, что это произойдет.

Мы все заинтересованы в воспитании здорового, интеллектуально развитого подрастающего поколения. В боевых искусствах обязательно присутствует духовно-нравственное составляющее, это не дрессировка, здесь другие приоритеты, главный из которых – воспитание цельной личности.

От редакции.

Напомним, 22 января текущего года Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров встретился с основателем тотальной боевой системы «Шод сан лат» Магомед-Гиреем Сукиевым. На встрече присутствовали приехавшие в республику вместе с ингушским мастером представители трех разных видов спортивных единоборств из Казахстана.

Глава республики отметил, что каждый регион старается продвигать свой национальный вид самообороны и Ингушетия не является исключением в этом списке. «В основе любого боевого искусства лежат национально-культурные особенности, так и «Шод сан лат» должен восприниматься как часть традиционной культуры ингушского народа, а затем уже в качестве спортивного единоборства», - сказал Юнус-Бек Евкуров.

Магомед-Гирей Сукиев отметил, что данное боевое искусство за четверть века своего существования сумело зарекомендовать себя в качестве эффективной системы для подготовки сотрудников элитных спецподразделений Республики Казахстан. Теперь настала пора сделать его соревновательной дисциплиной, и этот шаг будет сделан именно в Ингушетии. «Изучение различных известных школ и направлений во время службы в правоохранительной системе подтолкнули меня к мысли о необходимости создания боевого искусства максимально отвечающего современным угрозам», - сказал он.

Юнус-Бек Евкуров заявил, что нужно культивировать ингушское единоборство, создать учебно-тренировочную базу, проводить сначала республиканские соревнования, а затем выходить и на региональный уровень, выработать на его базе оздоровительную систему. «Таких людей я ставлю в пример. Они работают не только на себя, а, в первую очередь, на имидж республики. Вижу, что вы по-хорошему заряжены этой идеей, успехов вам в вашем начинании», - подчеркнул Глава Ингушетии.

Газета Ингушетия


28 февраля 2013 год