Публикации о первом Герое России

20 лет назад он совершил Подвиг. Оставил о себе светлую память. В Москве, Липецке, других регионах России в эти дни вспоминают Суламбека Осканова.

«Время, каждый день, все дальше отдаляют нас от даты трагической гибели летчика Суламбека Осканова, но боль этой утраты не становится от этого слабее. Он был одним из символов новой Ингушетии, добрым знаком того, что ее сыны и дочери способны и готовы достичь самых больших высот в различных областях деятельности, достойно служить своей стране - России» - полковник запаса Висан - Гирей Танкиев.

Сайт journal-shkolniku.ru («Награды Родины»): «Медаль «Золотая Звезда» утверждена в 1992 году уже в качестве знака отличия к званию Героя России. Первым удостоенным звания Героя Российской Федерации (посмертно) стал начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания лётного состава генерал-майор авиации Осканов Суламбек Сусаркулович в 1992 году. При выполнении лётного задания, на самолёте МиГ-29 произошёл отказ техники, и генерал Осканов ценой своей жизни предотвратил падение самолёта на населённый пункт».

Газета «Красная звезда» 21 апреля 1989 года. Автор: полковник В. Мороз: «Вместе с полковником Суламбеком Оскановым поднимаюсь к кабине спарки. Стремянка крута: Су-27 выше других истребителей. При всей своей гармоничной компактности он заметно превосходит размерами стоящий рядом МИГ-29. Отличается новый перехватчик и окраской: не закамуфлирован в зеленые цвета земли, а бело-голубой, как июльское небо. Особую нарядность «сухому» придает яркий фирменный знак на одном из килей.

«Классная машина всегда получается красивой и удобной в эксплуатации, - говорит Суламбек Сусаркулович. - При высоких боевых качествах Су-27 прост в пилотировании. Многие наши летчики освоили его, не дожидаясь спарки. Подзарядились теорией - и в небо».

Оценки полковника Осканова авторитетны. Более десяти лет подтверждает он квалификацию военного летчика-снайпера. Мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных машинах. В совершенстве освоил практически все типы истребителей, в том числе четвертого поколения - МИГ-29 и Су-27.

О достоинствах «сухого» Суламбек Сусаркулович рассказывает с явным удовольствием: электрическая дистанционная система управления самолетом с четырехкратным дублированием, тяговооруженность, позволяющая выполнять петли и полупетли как на малых, так и на больших высотах, десять наружных узлов для подвески оружия, прекрасный обзор из кабины, удивительно мягкая посадка из-за хорошего крыла, создающего воздушную подушку...

«И опытные, и молодые летчики, - говорит с улыбкой Осканов, - влюбились в «журавлика».

Сайт общественной поддержки Авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» (Тимохин): «Классный мужик был. Очень рано ушёл. Соседство с Оскановым, совместная служба, полёты с ним, многому меня научили. Первый полёт с зам.комдива полковником Оскановым (Сергеем Сергеевичем мы его звали во вне служебной обстановке) меня шокировал.

Бывало из задней кабины, чего только не услышишь (курсантом, да и молодым летчиком). Вспомнят и мать и остальных родственников в случае ошибок в технике пилотирования, дёргается ручка управления, жёстко и сурово, а этот, как из другой авиации: по имени отчеству, спокойно, культурно. Оооочень было удивительно и непривычно. Заставлял думать и самостоятельно анализировать свои ошибки и помогал понять причины, достичь новых высот. Можно много рассказывать, как он помогал, советовал, учил, относился к людям. В Каче у Осканова С.С. инструктором был отец Алексея Петровича Шерстнёва - «Стрижа» первого состава».

Сайт общественной поддержки Авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» (одна из посетительниц): «Не могу говорить о других, но я прочитала, мысленно поблагодарила и Вас, и уважаемого asata за рассказ о замечательном летчике и человеке. Заглянула на сайт Качинского училища, нашла информацию об С. С. Осканове, тоже внимательно прочитала. Испытала чувство глубочайшего уважения, горечь утраты».

Сайт lipetsknews.ru: «7 февраля 1992 года в небе над станцией Хворостянка истребитель «МИГ-29», за штурвалом которого сидел «Сергей Сергеевич» (так инициалы Суламбека Сусаркуловича Осканова «расшифровывали» его сослуживцы), вошел в штопор. Отказал один из блоков управления. Генерал не стал катапультироваться, хотя как показало расследование, мог это сделать. Летчик сумел совершить маневр, позволивший отвести падающий самолет от деревеньки Козельки. Боевая машина упала на окраине населенного пункта. Погибнув, начальник авиацентра спас не только жителей деревни. После трагедии конструкторы выявили брак в одном из узлов системы управления «МИГов». Этот недостаток был устранен. Подобные аварии больше не повторялись.

В Липецкую область Осканов приехал в 1987 году. В 1988 году он стал начальником авиацентра. Вошел в историю нашего города тем, что в ноябре 1991 года провел первое в истории Липецка открытое авиа-шоу. Тогда впервые «гражданских» пустили на аэродром «Липецк-2». Осканов достаточно долго добивался разрешения главкома ВВС. Ведь генералитет не пришел в себя после трагедии, которая произошла в Липецке в 1986 году. Тогда во время показательных полетов для офицеров Генштаба разбился майор Шалыганов. Его самолет упал возле ЦУПа авиацентра. Погибло несколько десятков человек. Но генерал Осканов сумел убедить Москву, а шоу прошло без происшествий. С тех пор липчане каждый год могли приезжать на аэродром».

Сайт BestPeopleoRussia.ru («Лучшие люди страны»): «Суламбек Сусаркулович Осканов родился 8 января 1943 годa в селе Плиево Назрановского района Чечено-Ингушской АССР (ныне Республики Ингушетия) в крестьянской семье.

После окончания школы Осканов поступил в ремесленное училище в Грозном. Одновременно учился в местном аэроклубе. В 1966 году с отличием окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков и стал лётчиком-инструктором в звании лейтенанта. В 1969 году назначен заместителем командира учебной авиационной эскадрильи.

С окончанием в 1974 году Военно-политической академии имени В. И. Ленина Осканов получил назначение на должность заместителя командира истребительно-авиационного полка Группы советских войск в Германии. Было присвоено звание «Военный лётчик 1-го класса». Затем полковник Осканов был назначен старшим лётчиком-инспектором Службы безопасности полетов Военно-воздушных сил СССР. Он одним из первых в ВВС освоил истребитель 4-го поколения — МиГ-29.

С 1984 по 1986 годы служил в качестве заместителя командира истребительно-авиационного соединения Южной группы войск в Венгрии. Ему было присвоению звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

В 1987 году полковник Осканов был назначен заместителем начальника Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава ВВС СССР в Липецке. 6 мая 1989 года ему было присвоено воинское звание "генерал-майор авиации". В том же году он был назначен начальником Липецкого центра боевой подготовки.

В 1990 году генерал-майор Осканов защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата военных наук. В том же году он получает звание - «Заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР». В 1991 году он заочно окончил Военную академию Генерального штаба.

В 2008 году именем Суламбека Осканова названа улица в Елецком районе в Липецке.

На месте гибели лётчика установлен памятник.

В средней школе № 13 села Плиево открыт музей имени Героя.

Именем Осканова названы улицы в РИ, школа в Назрани.

В Ингушетии проводятся турниры по боксу на призы имени Суламбека Осканова».

Сайт LipetskMedia.ru: «Главным символом «воздушных ворот» республики станет истребитель МИГ-29, которым управлял легендарный летчик.

Аэропорт Ингушетии будет назван именем легендарного летчика, бывшего начальника Липецкого авиацентра Сулумбека Осканова. В памяти жителей нашей области он навсегда останется как человек, ценой своей жизни спасший от гибели целое село.

7 февраля 1992 года при выполнении тренировочного полёта в сложных метеорологических условиях у самолёта МиГ-29, который пилотировал Осканов, произошёл отказ авиагоризонта, в результате чего в условиях плохой видимости была потеряна пространственная ориентировка. Выйдя из облаков лётчик увидел перед собой населённый пункт. Ценой собственной жизни генерал-майор Осканов сумел предотвратить падение самолёта на посёлок Хворостянку Добринского района Липецкой области.

В настоящее время в Ингушетии идет реконструкция аэропорта. Меняется и его имя. В качестве символа главных «воздушных ворот» аэропорта планируется установить МИГ-29. Вопрос о транспортировке машины пока решается.

К моменту доставки машины в аэропорту должны быть уже готовы пьедестал, барельеф, зал памяти летчика. Эскиз будущего памятника обсуждается лично президентом кавказской республики. Внутри зала будет размещена витрина, посвященная Суламбеку Осканову.

Открыть монумент планируют к 20-летию со дня трагической гибели Суламбека Осканова 7 февраля 2012 года».


04 февраля 2012 год