Рынок труда Ингушетии. Проблемы и перспективы обеспечения занятости населения
О ситуации на рынке труда, о программах и мероприятиях, направленных на создание рабочих мест, рассказывает Гапархоев Магомед Юсупович, руководитель управления государственной службы занятости населения Республики Ингушетия.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход
(статья 1. Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
Проводимая органами государственной власти Республики Ингушетия социально-экономическая политика обеспечивает создание условий, при которых, несмотря на объективные трудности, происходит устойчивый экономический рост. Наблюдается положительная динамика развития основных отраслей экономики Ингушетии.
Положение на рынке труда республики определяется общеэкономической ситуацией: темпами роста производства в отраслях материальной сферы, структурными изменениями в экономике, перспективами ввода новых производств, созданием условий для развития предпринимательства и самозанятости населения и другими мерами экономической политики, направленными на стимулирование занятости.
Отсюда профессиональная востребованность жителей республики, предоставление рабочих мест, достойная заработная плата, уверенность в завтрашнем дне - важнейшие факторы социальной стабильности общества. Реализация этих задач является главным направлением работы управления государственной службы занятости населения Республики Ингушетия.
Сегодня служба занятости населения Ингушетии регулирует ситуацию на рынке труда; разрабатывает программы и мероприятия, направленные на содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; информирует население и работодателей о положении на рынке труда; предлагает безработным гражданам подходящие вакансии; организует профессиональное обучение безработных граждан; осуществляет социальные выплаты гражданам, признанными в установленном порядке безработными.
Мы уделяем особое внимание решению проблем занятости граждан, имеющих ограничения по здоровью, подростков, а также женщин, воспитывающих маленьких детей.
Функции, ежедневно выполняемые сотрудниками центров занятости населения по всей республике, для многих жителей являются жизненно необходимыми.
Именно благодаря помощи наших специалистов люди, оставшиеся без работы и без средств к существованию, вновь обретают возможность реализовать свой трудовой потенциал, почувствовать себя нужными, обеспечить материальное благополучие семье.
С начала 2007 года основные полномочия в сфере занятости населения в Российской Федерации были переданы регионам. Для осуществления этих полномочий в Республике Ингушетия было создано управление государственной службы занятости населения Республики Ингушетии, включенное в систему органов исполнительной власти республики.
Сегодня служба занятости - одна из немногих структур, владеющая объективной информацией о ситуации на рынке труда. Основная задача нашей службы - социальная защита граждан через содействие в трудоустройстве.
Через 6 центров занятости по всей Ингушетии служба занятости обеспечивает постоянное и временное трудоустройство граждан, занимается трудоустройством подростков, организует общественные работы, проводит ярмарки вакансий.
В практике службы - сотрудничество с различными учебными заведениями с целью обучения, повышения квалификации или переобучения безработных. Центры занятости помогают в организации собственного дела безработным, решившим стать предпринимателями.
В целом занятость населения в республике сохраняется пока на низком уровне. Ингушетия традиционно входит в число территорий с напряженной ситуацией на рынке труда и высоким уровнем регистрируемой безработицы. Так, на 01.08.2010 года этот показатель составил 23,7% (отношение численности зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения).
Одно из важнейших направлений в деятельности службы занятости - представление гражданам государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ.
Общественные работы - это трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки людей, ищущих работу.
Социальная значимость таких работ очевидна. С одной стороны, они позволяют работодателям временно решить кадровые проблемы для выполнения разовых видов работ, не требующих квалификации. С другой стороны, безработным участие в общественных работах позволяет заработать и не потерять веру в себя, в свои силы, связь с социумом.
В государственной службе занятости накоплен многолетний опыт по организации и проведению общественных работ.
Только в текущем 2010 году в общественных работах приняло участие более 11 тыс. человек из числа безработного населения.
Основными партнерами службы занятости в реализации программы развития общественных работ в республике являются предприятия и организации, подведомственные органам местного самоуправления. Это предприятия жилищно-коммунального хозяйства, учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной сферы и бытового обслуживания населения.
Традиционно ежегодное участие незанятого населения во временных работах по реставрации и косметическому ремонту памятников и мемориалов воинам, благоустройству территории в парках и скверах, санитарной очистке населенных пунктов.
Эффективность проведения общественных работ была бы на много выше, если бы работодатели, организующие временные работы, платили бы безработным гражданам заработную плату, как того требует Закон «О занятости населения в Российской Федерации», и не ограничивались бы только материальной поддержкой выплачиваемой службой занятости в размере 1700 рублей в месяц на одного участника.
Именно поэтому по всем нормативным правовым актам эти работы носят название «оплачиваемые общественные работы», т.е. оплачиваемые работодателями.
Состояние современного рынка труда характеризуется наличием ряда проблем, основная из которых несоответствие кадровых потребностей работодателей и профессиональных возможностей людей претендующих на работу. Сгладить существующие противоречия между спросом и предложением рабочей силы - одна из основных задач службы занятости.
Решает эту проблему такая форма активной политики занятости населения, как профессиональное обучение, включающее в себя переобучение и повышение квалификации безработных граждан.
Каждый центр занятости населения в Республике Ингушетия располагает информационным банком данных, которые помогают людям получить информацию о возможности обучения различным профессиям.
В текущем году служба занятости проводит профессиональное обучение по 24 профессиям (специальностям). Подготовка осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, всем гражданам во время всего периода обучения выплачивается стипендия. В 2010 году службой занятости направлено на профессиональное обучение за счет бюджетных средств более 2 тыс. человек. Следует отметить, что из-за острого дефицита вакантных рабочих мест, профобучение проводится в основном под самозанятость.
При этом, активно развивается такое направление, как обучение безработных основам предпринимательской деятельности. Существенную роль в этом играют образованные в республике бизнес-инкубаторы.
Наряду с этим, службой занятости реализуется программа «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет».
Ежегодно в республике по этой программе трудоустраивается тысячи подростков. К примеру, только в 2010 году служба занятости нашла временную работу почти 5 тысячам ребят.
Социальная значимость трудоустройства подростков - не только в их гарантированной материальной поддержке, но и в опыте трудовых отношений с работодателями, который они получают. При этом, труд - это еще и действенная мера профилактики правонарушений, преступлений и антиобщественного поведения несовершеннолетних. Трудовая занятость отвлекает подростков от «улицы».
Организация занятости подростков носит совместный межведомственный характер. Мы работаем вместе: служба занятости, образовательные учреждения, органы управления образованием, администрации муниципальных образований.
По этой же программе уделяется большое внимание и трудоустройству детей, нуждающихся в особой заботе государства - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, подростки, состоящие на профилактическом учете в органах системы профилактики, дети из малоимущих семей и другие категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В своей деятельности служба занятости республики особое внимание уделяет проблемам молодежи, в частности тех ее представителей, которые получив специальность в учебном заведении, делают первые шаги в своей профессиональной жизни.
Одной из самых уязвимых на рынке труда категорий граждан являются молодые специалисты - выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования. И это понятно, ведь у впервые вступающих на рынок труда нет навыков работы, отсутствует жизненный опыт, еще не достаточно серьезная мотивация к трудовой деятельности.
Один из шагов на пути к решению проблемы трудоустройства для выпускников без опыта работы - участие в государственной программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые». По данной программе центры занятости населения республики работают с 2005 года. За это время для временного трудоустройства на предприятия и организации республики направлено 4800 молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет.
Основная цель - помочь молодым специалистам адаптироваться на рынке труда. Участвуя в программе, выпускники получают возможность показать свои теоретические знания, приобретенные за время учебы, на практике подтвердить свою квалификацию. У молодых специалистов появляется шанс, поработав временно, попасть в штат постоянных сотрудников предприятия. Эта работа проводится на условиях паритетного финансирования: работодатель выплачивает заработную плату в соответствии с условиями трудового договора, органы службы занятости финансируют материальную поддержку за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Среди программ активной политики занятости, реализуемых службой занятости, одна из основных - профессиональная ориентация молодежи на выбор востребованных на рынке труда профессий.
В Ингушетии ежегодно увеличивается потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах. А основой эффективного и качественного решения проблем работодателей и трудоустройства безработных является профориентационная работа.
Сегодня на рынке труда востребованы рабочие профессии. В цене строители, механизаторы, электрики, монтажники, газоэлектросварщики и др. Нужны врачи, инженеры, агрономы, педагоги. Проблема молодежной безработицы кроется, кроме всего прочего, в неудачном выборе профессии. Можно отдать дань моде, получив диплом экономиста, юриста и не найти себе работу. Поэтому воспитание мотивации молодых людей к правильному выбору профессионального пути - вот задача, стоящая перед службой занятости.
В 2009-2010 годах профориентационные услуги получили более 50 тыс. граждан, обратившихся в службу занятости и в основном учащиеся общеобразовательных школ. На эти цели также предусматриваются средства субвенций из федерального бюджета.
Все вышеперечисленные мероприятия являются составной частью реализуемой в республике программы «Содействие занятости населения Республики Ингушетия на 2009-2010 годы», утвержденной правительством Республики Ингушетия и полностью финансируемой за счет субвенций из федерального бюджета. В рамках этой программы на мероприятия по социальной поддержке безработных граждан и организацию активных мероприятий содействия занятости населения в 2010 году выделены значительные средства субвенций - 1114,7 млн. рублей.
Эффективность отдачи от использования выделяемых финансовых средств пока остается низкой, так как груз накопившихся проблем в плане снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения настолько велик, что за 2 года существенно снизить напряженность на рынке труда не представляется возможным.
К числу наиболее труднорешаемых проблем в этой сфере нужно отнести острый дефицит вакантных и вновь создаваемых рабочих мест, низкие возможности по трудоустройству безработного населения на постоянную работу.
Другой не менее острой проблемой следует назвать безработицу среди женского населения республики.
Дело в том, что из 54,0 тыс. безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, около 60% составляют женщины, причем в молодом возрасте. Поэтому с уверенностью можно констатировать, что безработица в республике с «женским лицом».
Однако, возможности для трудоустройства женщин в республике мизерные, так как отсутствуют предприятия, ориентированные на применение женского труда, бюджетная сфера практически не имеет вакансии, а розничная торговля и бытовое обслуживание носят частный характер. К тому же безработные женщины в отличие от мужской части лишены мобильности участвовать в программе внутренней трудовой миграции главным образом в силу национального менталитета. Поэтому вопросы обеспечения занятости женской части безработного населения требуют пристального внимания и государственного подхода к их решению.
В целях улучшения показателей занятости населения и приближения их к реальному числу занятых граждан следовало бы, на наш взгляд, разработать меры по легализации теневого сектора экономики и так называемой неформальной занятости.
Масштабы этого явления в республике достаточно велики и позиция службы занятости в этом вопросе сводится к двоякому значению. Во-первых, положительное это то, что люди заняты и получают доход от своей деятельности. Во-вторых, отрицательное - это то, что хотя они на самом деле занятые, но как правило, пополняют численность безработных состоящих на учете, с единственной целью получения пособия по безработице. И самое главное - это явление способствует сокращению налоговых поступлений в местный бюджет.
В 2009 и 2010 годах служба занятости активно занимается реализацией, мероприятий республиканской целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия».
Данная программа разработана с целью минимизировать негативные последствия экономического кризиса. Ее реализация показала, что меры, предусмотренные программой, были приняты своевременно и оказали позитивное влияние на ситуацию на рынке труда Республики Ингушетия.
Достаточно отметить, что в 2009 году на реализацию данной программы из консолидированного бюджета Республики Ингушетия было направлено 152,3 млн. рублей, в том числе 7,6 млн. рублей в качестве 5-процентного софинансирования из бюджета Республики Ингушетия.
В 2009 году в дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республики Ингушетия, приняли участие 8300 человек, в том числе из них: 1930 граждан, находящиеся под угрозой увольнения, 3400 безработных граждан, 2100 граждан, из числа ищущих работу, 860 выпускников образовательных учреждений всех уровней.
К примеру, в ОАО «Ингушнефтегазпром», оказавшимся в наиболее острой кризисной ситуации, более 500 работников, попавших под сокращение, были поставлены на учет и часть из них получают пособие по безработице в максимальном размере, другая часть из них получили субсидию в размере 58 800 рублей на одного участника для организации самостоятельной занятости. Работники, находившиеся в предпенсионном возрасте, были оформлены на досрочную пенсию.
Успешно реализуется республиканская целевая программа по дополнительным мерам, направленным на снижение напряженности на рынке труда и в 2010 году.
В целом по программе, реализация которой идет к завершению, планируется организовать трудоустройство 1400 человек в рамках общественных работ, временной занятости; стажировку для 1000 выпускников образовательных учреждений всех уровней в целях приобретения опыта работы, оказать содействие трудоустройству 20 инвалидов, трудоустроить 400 человек на рабочих местах постоянного и временного характера в результате переезда к новому месту работы и 5600 безработным гражданам выплатить субсидии для организации малого предпринимательства и самозанятости.
Общая численность участников программы составила - 8620 человек.
Общий объем финансирования программы - 406,5 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 386,2 млн. рублей;
- средства бюджета Республики Ингушетия - 20,3 млн. рублей.
Службой занятости заключено с предприятиями республики 44 договора по организации общественных работ и создание 1400 рабочих мест для участия 1400 граждан на сумму 23,0 млн. рублей. Уже принимают участие в общественных и временных работах 1294 человека, находящиеся под риском увольнения или 92,4% от численности участников, запланированных в программе.
В качестве примера можно привести предприятие ОАО «Полиграфкомбинат», относящееся к отрасли печатного производства, где в условиях кризиса сложилась тяжелая ситуация. По причинам экономического характера в ОАО «Полиграфкомбинат» введен режим простоя, более 70 работников попали под угрозу увольнения. Руководством предприятия совместно с службой занятости было принято решение о создании временных рабочих мест для работников, находящихся под угрозой увольнения, тем самым сохранив высококвалифицированный кадровый состав. Заработная плата участников общественных работ составляет 4330 рублей, которая выплачивается за счет выделенных субсидии на реализацию программных мероприятий.
На ОАО «Сурхахинский кирпичный завод» в связи с снижением объемов производства введен режим неполного рабочего времени. Руководством предприятия по договору с службой занятости было принято решение о сохранении 81 рабочего места для работников, находящихся под угрозой увольнения. В результате сохранены рабочие места еще на 3 месяца. К общественным работам привлекались также работники предприятий: ООО «НЗММ», ОАО «Декор», ООО «Инг-строи», ГУП «Боахам» и др.
Известно, что в республике остро стоит проблема с занятостью молодежи, особенно выпускников образовательных учреждений всех уровней. В этой связи особую обеспокоенность органов государственной власти республики вызывает то обстоятельство, что многие негативные проявления в молодежной среде порождаются низким уровнем занятости молодых людей, связанным с низкими возможностями по трудоустройству молодежи.
Так, численность выпускников образовательных учреждений 2009-2010 годов составляет 6700 человек, из них трудоустроено на постоянную работу менее одного процента.
В этой связи необходимо отметить большую востребованность и положительную роль реализуемого в республике программного направления по организации стажировки для выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы.
Однако, в программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия в 2010 году заложено и обеспечено субсидированием 1000 (одна тысяча) участников данного направления, что, на наш взгляд, не снимает остроту проблемы.
Учитывая, что высокий уровень безработицы это проблема социально-экономического характера и ее решение зависит адекватно от уровня социально-экономического развития республики, на первый план выступает задача создания рабочих мест для безработного населения. Но поскольку решение этой задачи лежит в плоскости долгосрочной перспективы, в ближайшее время мы намерены сосредоточить внимание на развитии малого и среднего бизнеса и формировании предпринимательского класса, в интересах обеспечения занятости безработного населения. В условиях нашей республики - это наиболее перспективный путь для создания эффективных рабочих мест и ускоренного обеспечения занятости населения.
В рамках мероприятия программы «Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» в 2010 году предусматривается предоставление субсидии 5600 гражданам на оказание содействия самозанятости и стимулирование создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Общая сумма данного программного мероприятия составляет 329,2 млн. рублей (81,0% от финансовых средств, предусмотренных программой). Но без государственной поддержки субъектов малого бизнеса - имеется в виду выделение им помещений, механизмов, земельных угодий и т.д. - на 58 тыс. руб. субсидии бизнес построить проблематично.
По состоянию на 20 августа 2010 года получили финансовую поддержку на организацию собственного дела 2405 безработных граждан на общую сумму 141,4 млн. руб.
Приходится с сожалением констатировать, что многие наши граждане воспринимают предоставленную субсидию как социальное пособие. На самом деле это не так.
Субсидия выплачивается тем безработным гражданам, которые реально намерены открыть собственное дело и заниматься малым предпринимательством.
Проделанная работа свидетельствует, что в целом программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия» дала положительные результаты, помогла создать новые рабочие места.
Газета «Сердало» № 140 от 8 сентября 2010 г.
16 сентября 2010 го