Так уж исторически сложилось, что с декабря 1992 года эта республика стала моей едва ли не второй родиной. «Опять в Назрань?» — спрашивает жена, укладывая мое походное снаряжение. «Да. И опять в Джейрах...» - отвечаю я.
Джейрахское ущелье, находящееся на территории республики, — одно из моих любимейших мест на планете. От Владикавказа всего-то десяток верст по Военно-Грузинской дороге, влево по мосту через бурный весной и ленивый зимой Терек и — вот оно. Ущелье. Вместилище густых лесов и скальных обрывов, строптивых горных рек и зеленых холмов. Потрясающих воображение ингушских башен и мавзолеев... У самых «ворот» Джейрахского ущелья — пограничный пост: за правым хребтом Джейраха начинается территория Грузии.
За последние несколько лет мне не раз доводилось слышать жалобы от некоторых жителей... Претензии возникают иногда из-за того, что пограничники тщательно отслеживают через систему пропусков - кто, куда и зачем направляется.
Кто-то усматривал нарушение прав человека, кто-то - неуважение к национальным особенностям людей, навещающих родовые кладбища... При этом недовольные деятельностью погранцов как-то подзабыли о том, что сама Ингушетия и Джейрахское ущелье являются приграничным районом России. А российский закон об охране государственной границы никто не отменял.
А еще позабыли недовольные одну простую вещь. Российские погранвойска входят в общую систему безопасности страны. Особенно значима их роль на Северном Кавказе. Вспомним, сколько терактов совершено в регионе за последние годы? В Дагестане и Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Осетии...
И при этом, заметьте, ни одного в Джейрахском районе. Ни одного! Почему? Здесь два мощных фактора: жители Джейрахского ущелья — пастухи, фермеры, рабочие, бизнесмены, рабочие во главе со своими духовными лидерами уже давно приняли решение: «Нет и не будет места разного рода бандитам в Джейрахе!».
Сильно? Еще бы. Бандиты прекрасно знают, что значат такие решения.
Ну а второй фактор, еще более убедительный, конечно же, погранотряды и заставы. Пограничные наряды бойцов с бесстрашными псами, скрытые посты, аппаратура, с помощью которой один боец может отслеживать обстановку на десятках квадратных километрах. Самолеты-беспилотники. Тепловизоры, благодаря которым за пять верст бандит будет высвечен как таракан на блюдечке. Прожекторы, бьющие на тысячу метров и, конечно же, надежная связь.
Кстати, в Ингушском погрануправлении служат бойцы со всей России. Около 20 % личного состава - ингуши.
Совсем не случайно 22 июня 2004 года, в трагическую для Ингушетии ночь, когда банда нелюдей во главе с Ш.Басаевым напала на Ингушетию, бандиты бросились захватывать в Назрани здание погрануправления. Не удалось...
И вот что интересно. Инцидентов на самой охраняемой российско-грузинской границе практически нет. А вот для российской приграничной полосы в Джейрахском ущелье дислокация пограничников обернулась вот чем: полностью (!) прекратились кражи скота.
Ну как ты краденую корову проведешь через пограничный КПП? Там ведь документы проверят. И в журнал запишут: в такое-то время преследовал такой-то. С Пеструхой.
Прекратились серьезные лесные пожары. Понятно почему — леса под бдительным оком.
В 2010 году в Джайрахском районе зарегистрировано 5 преступлений (не относящихся к категории тяжких). Кстати, всего по республике с начала года преступлений зарегистрировано 1537. По словам главного пограничника Республики Ингушетия полковника погранвойск Игоря Цветкова, на территории, контролируемой пограничными подразделениями, нет ни одного факта создания экстремистских формирований.
Что же касается наркотиков, то единственная попытка наладить канал поставки этой отравы в Джейрахский район была пресечена жестко и решительно. Кстати, полностью исчез такие виды преступлений, как браконьерство и незаконная вырубка лесов.
Джейрах не только одно из красивейших мест на земле. Это еще и уникальный музей под открытым небом. Давно уже под охрану ЮНЕСКО взяты десятки и сотни раритетов. Это христианские храмы, возведенные ингушскими мастерами по проектам грузинских миссионеров в V—X веках. Это некрополи со следами древнейших ритуалов захоронений. И, конечно же, исторический символ Ингушетии — ее знаменитые башни. Их окна-глазницы так много видели. И орды кочевников, и войны Шамиля, и воссоединение с Россией... В этом смысле Джейрахский заповедник не имеет аналогов на всей нашей планете.
Сегодня тысячи людей тратят миллионы на то, чтобы путешествовать. Попробуем представить в этом смысле джейрах-ские возможности. Маленькие отели, оборудованные в давно пустующих башнях. Традиционная кавказская кухня, конные и пешие прогулки. Купание в водопадах. Вечерами — концерты национальных ансамблей. А еще сувениры. А еще спорт. Горный туризм и альпинизм. Экономическую составляющую представить совсем нетрудно... Сегодня благодаря надежно обеспеченной безопасности района реализация таких туристско-курортных проектов вполне возможна. Главный пограничник республики полковник Игорь Цветков рассказал нам, что в погрануправлении даже есть уже офицер - специалист в области охраны природы.
Только в нынешнем году в Джейрахском районе прошли Крупновские чтения, заседание Совета тейпов республики, Молодежный форум Юга России «Таргим-2010». Кроме того, именно здесь запланировано проведение IX Всероссийского съезда Общества охраны памятников истории и культуры.
Сергей Слепцов,
Газета «Южный федеральный», №45 (485) 24-30 ноября 2010 г.