video foto

О древнем искусстве войлочного ковроделия

Ремёсла, уходящие в глубину веков, всё чаще манят нас своей творческой составляющей. Будь то кузнечное дело, резьба по дереву, ткацкое или гончарное ремесло, изготовление войлоков.

На заре человеческой цивилизации люди стали использовать в быту шерсть диких, а затем и одомашненных животных. Человек научился валять шерсть, делать войлок. Войлок – это, вообще, первый на земле текстиль. Постепенно войлок вошёл в жизнь и быт многих народов, особенно на Кавказе. Из войлока стали делать многие утилитарные вещи, необходимые в быту.

В хозяйстве ингушей большую роль занимало овцеводство. Шерсти было много, отсюда и развитое изготовление войлоков и других изделий из шерсти. Ферт (войлок) – это сваленная овечья шерсть. Он широко использовался в быту, применялся во многих традиционных обрядах, в том числе семейно-бытовых, свадебных и религиозных. У ингушей до сих пор сохранился древний обычай стелить войлок (коврик) у ног невесты, переступающей порог нового дома.

Войлок был свидетельством того, что в доме есть уют, который создают женщины. Из войлока готовили орнаментированные ковры (истинги), молельные коврики и другие изделия. Дома ингушей украшали войлоки самых разных цветов и тонов, подобранные мастерицами со вкусом и знанием дела. Войлоками покрывали сиденья в фургонах. Под седло нарядно убранной лошади стелили войлочную основу, а через седло перебрасывали войлочный коврик. Из войлока готовили бурки, шляпы (мангал кий), обувь и мн.др.

Чтобы познать секреты изготовления войлока, нужно внимательно изучать изделия из войлока, сделанные в старину, общаться с теми, кто помнит это ремесло. Больше полувека прошло с тех пор, как не стали мастерицы валять войлоки. Однако и сегодня, во время сбора полевого материала, мы находим подробную информацию от женщин старшего поколения об этом искусстве.

Шерсть сортировали по качеству и цвету. Лучшей считалась шерсть со спины овцы. Она бывала чистой и длинной. Бывало так, что войлок валяли в немытом состоянии, и в нём сохранялся свой жиропот. Жиропот являлся хорошим условием для качественного валяния. Но при этом шерсть сушили под прямыми лучами солнца в течение нескольких дней, чтобы немного растопить жир. Затем, очищая от пыли и грязи, взбивали её прутьями и разрыхляли. Для такой работы собирались женщины на трудовую взаимопомощь - белхи.

Войлок валяли при помощи кислого молока, позже - горячей воды и мыла. Процесс валяния шёл долго. Если коврик был маленького размера, то мастерица одна могла валять и укатывать войлок, если же большого размера, то несколько мастериц работали вместе.

Готовую к валянию шерсть раскладывали в одном направлении, сохраняя одинаковую толщину. Основой могла быть циновка или простой материал. Затем, брызгая её тёплым кислым молоком, закручивали в рулон и раскатывали. Укатывали шерсть руками от кистей до локтя, придавливая и закручивая рулон с шерстью. Процесс длился до тех пор, пока не был укатан весь войлок. Войлок обычно делали в виде полотнищ, которые имеют различную толщину. Наиболее тонкие войлоки использовались как покрывала.

Красили войлоки естественными природными красителями. Колорит войлочного ковра зависел от места его изготовления, так же как и от растений, из которых готовились красители. Издревле для окрашивания овечьей шерсти использовали только натуральные красители. Кто-то красил разрыхлённую шерсть, кто-то предпочитал везти готовые войлоки к мастерицам, которые славились мастерством крашения войлоков. Одна из таких известных мастериц жила в с. Ангушт.

Для изготовления нескольких ковров могли сделать отдельные войлочные полотна (фертаж) разных цветов, затем по лекалам вырезали рисунки и, меняя по цветам, вшивали в полотна других цветов. Получалось столько ковров (истинг), сколько было подготовлено разноцветных полотен (2-4). Естественно, красота ковра, подбор орнаментов и рисунков зависели от художественного вкуса мастерицы, от того, насколько сама она гармонична в мире, в котором живёт, понимает природу и видит красоту, которая её окружает.

Орнаменты на войлоках несли в себе символическую информацию и были отражением этико-эстетических знаний горцев. Это могли быть рисунки из окружающей природы, элементы растительного и животного мира. Часто встречались на коврах роговидные орнаменты, солнце, звёзды, геометрические фигуры, солярный знак. Ключевым символом орнамента ингушских ковров, да и не только, является символ «Древа жизни», символизирующий прошлое и будущее народа. Древо жизни встречается и в обрядовой культуре ингушей. Символически «древо» в орнаменте связывает прошлое, настоящее и будущее и призывает людей жить так, чтобы тобой гордились потомки. Завершая работу над ковром, мастерицы обшивали контуры рисунков тесьмой (чаще всего белой), которую тоже плели сами.

Домашние ремесла со временем становились кустарными промыслами, которые давали и возможность зарабатывать. Войлочные изделия вывозили на рынки, они шли в обмен на другие товары. Ими дорожили. По количеству войлочных ковров в составе приданого и подарков, изготовленных из шерсти, судили о состоятельности отцовского дома невесты и её рукоделии. О почитании этого искусства говорило и то, что покидавшие Родину горцы, в том числе изгнанные в Турцию в Х1Х веке ингуши, везли с собой свои истинги. По словам представителей ингушской диаспоры, некоторые потомки тех ингушей, которые когда-то покинули Родину, до сих пор хранят эти войлоки как реликвии.

Используя шерсть для производства необходимых для дома вещей, женщины не забывали и о детях, для которых могли изготовлять из войлока игрушки. Во время сбора полевого материала моё внимание вызвал процесс сухого валяния, которым изготавливали игровые мячи для детей. У А. Краснова есть описание мячей, которые делали ингуши путем наполнения шерстью желудочка зарезанной овцы. Однако мячи меньшего размера делали ещё и из длинной мягкой шерсти барана путем сухого валяния. Её не стирали, а прямо со своим жиропотом сворачивали в круг и длинными иголками протыкали, прокалывая до глубины, скрепляя тем самым изнутри шерстяные волокна. Шарообразная форма мяча не менялась во время игры.

Сегодня трудно найти в интерьере ингушского жилья войлочный ковёр-истинг. На его место пришли другие ковровые изделия. Ковры-истинги сегодня есть в музеях республики. Искусство войлочных ковров ингушей вызывало интерес у многих учёных, в том числеЛ.П.Семёнова, В.Ф. Раздорского, Х-Б. Ахриева, В.Щеблыкина, О.В.Маргграфа, А.С.Пиралова, Б.Е.Хишнякова, Г.Гриценко, М.Базоркина, Х. Акиева, Г.Горчхановой.

В начале ХХ века был создан Альбома «Г1алг1ай г1арчож. 1924» (Ингушские орнаменты. 1924), в котором была собрана коллекция орнаментальных ковровых композиций. В 1974 году в г.Грозный был издан Альманах «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии», в который вошли десятки зарисовок войлочных ковров.

Сегодня увлечённо работает над возрождением этого ремесла Райшат Ахильгова из г. Малгобека. Особый интерес вызывают в её коллекции войлоки «Ахки-юртовский войлок», «Насыркортский войлок», войлок с древним ингушским охотничьим орнаментом. Работать с войлоком начали художницы А. Даурбекова, А. Хамхоева.

Орнаментальное искусство войлочных ковров продолжает оставаться объектом нашего исследования. Думаем, что древнее искусство ингушей найдёт своих достойных продолжателей и поклонников.

Автор Зейнеп Дзарахова. Источник газета Ингушетия.


31 июля 2013 года