video foto

Стенограмма отчета Руслана Гагиева о результатах работы Правительства Республики Ингушетия в 2016 году

Уважаемый Юнус-Бек Баматгиреевич!

Уважаемый Зялимхан Султанхамидович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

По сложившейся традиции в отчете Правительства мы постараемся осветить все аспекты социально-экономической жизни нашей республики, подвести итоги и обозначить ключевые задачи, которые перед нами стоят.

Как отметил в своем ежегодном Послании Народному Собранию Глава республики, 2016 – 2017 годы являются этапными и знаковыми в развитии Ингушетии и символизируют завершение 25-летнего периода социально-экономического становления.

Это возраст, который равен четверти века, первый взрослый юбилей, время подведения итогов и перехода к новому этапу развития, где нам предстоит в полной мере использовать накопленный опыт и потенциал.

Реализация принципа единства государственной власти, закрепленного в Конституции Республики Ингушетия, эффективное взаимодействие всех ветвей государственной власти обеспечили становление нашей республики как полноправного субъекта Российской Федерации.

Полномочия исполнительных органов государственной власти республики не могут быть в полной мере реализованы без тесного взаимодействия с депутатским корпусом.

Правительство всегда контактирует с Народным Собранием. Представители Правительства регулярно участвуют в пленарных заседаниях и заседаниях комитетов Народного Собрания, а депутаты парламента – в мероприятиях Правительства.

Ключевым направлением совместной работы является, конечно, законотворческая деятельность. В отчетном году в качестве субъекта законодательной инициативы Правительством внесено на рассмотрение депутатов 14 законопроектов.

У всех ветвей государственной власти общая цель – обеспечение достойной жизни каждому человеку.

Население в оценке деятельности органов государственной власти исходит, прежде всего, из доступности услуг, предоставляемых организациями социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры, качества жилищных условий.

И, несомненно, достижениями в этих сферах республика может гордиться.

В сложных внешнеэкономических условиях, в условиях финансовой и экономической нестабильности, какие бы трудности республика не испытывала, мы не сбавляли темпы строительства социальных и жилищных объектов. Также следует отметить, что вопрос необходимости их строительства всегда находил поддержку со стороны Правительства Российской Федерации и федеральных органов власти.

Здравоохранение – одна из самых значимых отраслей для каждого человека и одновременно основополагающая стратегическая отрасль республики.

Учитывая изложенное, вопросам создания материальной базы медицинских учреждений республики уделяется приоритетное внимание.

Так, в системе здравоохранения Республики Ингушетия начиная с 2009 года введено 23 объекта, это:

стоматологическая поликлиника в городе Магасе;

детская поликлиника в городе Назрани;

поликлиники в городе Сунже и городе Назрани;

центр по профилактике и борьбе со СПИДом в городе Назрани;

станции скорой медицинской помощи в городе Назрани и городе Сунже;

Джейрахская районная больница;

республиканский противотуберкулезный диспансер в городе Назрани;

эндокринологический диспансер в городе Магасе;

врачебная амбулатория в сельском поселении Галашки со стационаром на 60 коек;

здание для размещения магнитного томографа на территории Ингушской республиканской клинической больницы;

8 фельшерско-акушерских пунктов в сельских поселениях Кантышево, Долаково, Экажево, Гули, Аки-Юрт, Гейрбек-Юрт, Верхние Ачалуки, Зязиков-Юрт.

Завершено строительство трех важнейших для системы здравоохранения объектов – перинатального центра, республиканской детской больницы, республиканского онкологического диспансера, которые в текущем году будут введены в эксплуатацию.

В сфере развития материально-технической базы здравоохранения главными задачами на ближайшую перспективу являются строительство многопрофильной больницы и психонаркологического диспансера.

В 2016 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации республике передано 13 новых карет скорой помощи.

Демографическая ситуация в республике характеризуется высокой рождаемостью и продолжительностью жизни, которая составляет 80 лет, низкой общей смертностью.

Для сохранения и усиления тенденции к снижению общей смертности утверждены планы по снижению смертности по основным классам причин, реализация которых позволила по итогам 2016 года достичь следующих результатов:

смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 4 процента – до 148 случаев на 100 тысяч человек. Данный показатель ниже установленного в «дорожной карте» и аналогичных показателей в среднем по Российской Федерации и СКФО;

смертность от новообразований снизилась на 6 процентов и составила 53 случая на 100 тысяч человек. Показатель превышает установленный в «дорожной карте», при этом необходимо отметить, что он ниже соответствующих показателей по Российской Федерации и СКФО;

смертность от туберкулеза снизилась на 30 процентов, смертность от дорожно-транспортных происшествий – на 16 процентов. Фактические показатели смертности по данным двум направлениям значительно ниже плановых;

младенческая смертность составила 10 случаев на 1000 родившихся живыми. Показатель ниже планового, который составлял 13 случаев на 1000 родившихся живыми. Несмотря на то, что показатель младенческой смертности снизился за три года на 30 процентов, он все еще выше аналогичных показателей по Российской Федерации и СКФО.

Введение в текущем году в эксплуатацию республиканской детской больницы, перинатального центра, целевая подготовка кадров, обеспечение этапности и преемственности оказания медицинской помощи позволит существенного изменить ситуацию в вопросах снижения младенческой смертности.

Важнейшее направление нашей деятельности в области здравоохранения – обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

С 2015 года созданы условия для оказания высокотехнологичной медицинской помощи на базе медицинских учреждений республики.

Количество высокотехнологичных операций, выполненных в 2016 году на базе Республиканской клинической больницы и Республиканского противотуберкулезного диспансера, увеличилось в два раза.

Мероприятия по лекарственному обеспечению граждан исполнены в полном объеме. Всего за прошлый год обслужено более 100 тысяч рецептов.

Огромное значение в сохранении жизни и здоровья наших граждан имеет развитие профилактического направления. Так, диспансеризацию в отчетном году прошли 75 тысяч человек.

Медицинские работники решают важнейшую задачу по сохранению жизни и здоровья граждан, поэтому оплата их труда должна соответствовать важности решаемых задач.

В рамках исполнения требований майского указа Президента Российской Федерации по повышению заработной платы работников бюджетной сферы по итогам 2016 года среднемесячная заработная плата врачей составила 30 358 рублей, среднего персонала – 19 562 рубля; младшего – 13 572 рубля. Плановые показатели достигнуты в полном объеме.

Важное значение для качественного осуществления деятельности врачей имеет не только достойная зарплата, но и привлекательность условий труда, соответствие рабочего места требованиям современности.

Именно поэтому отдельным направлением работы, которое мы развивали последние годы, было сокращение времени непрофильной работы врача посредством внедрения информационных технологий. Мероприятия по информатизации медицинских организаций являются одним из основных направлений работы и будут продолжены в текущем году.

Нам всем предстоит большая работа по повышению качества оказываемой медицинской помощи и приведению её в соответствие с современными требованиями.

Обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан является ключевым направлением деятельности Правительства в сфере образования.

Сегодня трудно в полной мере оценить ту огромную работу, которая проведена руководством республики за последние годы, по развитию материально-технической базы системы образования.

Начиная с 2009 года:

в сфере дошкольного образования введено 39 организаций дошкольного образования, создано 10 тысяч мест, в том числе в 2016 году 6 детских садов на 2 тысячи мест. В 2017 году предусмотрено строительство 7 (семи) детских садов на 1,5 тысячи мест.

Всего в настоящее время на территории республики функционирует 67 дошкольных образовательных организаций, в 2009 году их количество составляло 29.

Охват детей в возрасте от 0 до 7 лет дошкольным образованием составляет 27 процентов, от 3 до 7 лет – 68 процентов. Данные показатели в 2009 году составляли 7 процентов и 11 процентов соответственно;

в сфере общего образования построена и реконструирована 31 школа, в том числе в 2016 году 15 школ на 8 тысяч ученических мест.

Ключевое направление работы в сфере общего образования на ближайшие годы в соответствии с задачами, поставленными Главой в ежегодном Послании Народному Собранию, – это обеспечение организации обучения в школах республики в одну смену.

В рамках решения указанных задач в текущем году запланировано строительство (реконструкция) 6 школ на 4,5 тысячи ученических мест.

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 1 037 человек. Данной категории детей в отчетном году приобретено 34 квартиры.

В рамках летней оздоровительной кампании для детей и подростков отдых и оздоровление получили 22 тысячи детей в детских лагерях республики, а также за ее пределами в учреждениях Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан.

Кроме того, в лагере «Аьрзи» организован отдых детей и сопровождающих их лиц из школы-интерната города Иваново. Данное мероприятие реализуется ежегодно на протяжении 5 последних лет.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в 35 образовательных организациях республики, что составляет 18 процентов от общего количества образовательных организаций республики, в том числе в 2016 году в 7 образовательных организациях.

Подготовку специалистов среднего звена для отраслей экономики и социальной сферы республики осуществляют 6 учреждений профессионального образования и 3 центра прикладных квалификаций. В колледжах республики реализуется 45 программ профессионального образования по различным отраслям экономики.

В текущем году запланирован ввод в эксплуатацию нового учебного корпуса Политехнического колледжа, завершается строительство зданий топливно-энергетического колледжа и пожарно-спасательного колледжа.

Начиная с 2012 года заработная плата педагогических работников общего образования выросла на 49 процентов и составила по итогам отчетного года 21622 рубля; дошкольных образовательных организаций – на 54 процента и составила 19151 рубль; учреждений дополнительного образования детей – на 78 процентов до 19410 рублей.

Уважаемые коллеги!

Одним из основных факторов укрепления здоровья населения и развития человеческого потенциала являются физическая культура и спорт.

Приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта являются совершенствование спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, развитие спортивного резерва и спорта высших достижений, инфраструктуры спорта.

В целях развития оздоровления населения республики и пропаганды здорового образа жизни в республике в отчетном году проведено 66 спортивно-массовых мероприятий.

Наиболее значимые мероприятия, проведенные в 2016 году:

Фестиваль культуры и спорта народов Кавказа;

два международных турнира по смешанному боевому единоборству М-1 «Битва в горах» и «Битва Нартов» и четыре турнира по смешанным боевым единоборствам «Дорога в М-1 «Битва в Назрани»;

международные соревнования на точность приземления по парашютному спорту, в которых приняли участие члены сборной команды России и известные зарубежные спортсмены;

Всероссийский турнир по дзюдо памяти Магомеда Парчиева;

чемпионат СКФО по боксу среди мужчин памяти Героя России Суламбека Осканова;

соревнования по автомобильным гонкам «Ралли Ингушетия 2016».

В текущем году 22 апреля прошел международный турнир по смешанным единоборствам М-1 «Битва в Ингушетии».

По предварительной договоренности в октябре 2017 года в Ингушетии будет проведен финал Кубка России по авторалли. Также в текущем году мы планируем проведение чемпионата и первенства России по альпинизму.

Одним из знаковых спортивных событий 2017 года станет проведение в республике чемпионата России по вольной борьбе, который состоится в июне во Дворце спорта.

В целях развития олимпийских видов спорта проводится работа по преобразованию государственных и муниципальных детско-юношеских спортивных школ в организации спортивной подготовки, реализующие программы спортивной подготовки на основе федеральных стандартов.

Перевод спортивных школ из ведения образования в органы управления физической культурой и спортом позволит выполнить новые полномочия по подготовке спортивного резерва для республиканских сборных команд, используя все имеющиеся ресурсы, в том числе бюджетное финансирование детско-юношеских спортивных школ.

В рамках модернизации системы подготовки спортивного резерва Республики Ингушетия 11 детско-юношеских спортивных школ, подведомственных Минспорта Ингушетии, переведены в учреждения нового типа (спортивные школы), реализующие программы спортивной подготовки.

В рамках развития спорта высших достижений за отчетный период обеспечено участие полутора тысяч спортсменов в ста шестидесяти трех выездных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах.

Ингушские спортсмены во всероссийских и международных соревнованиях завоевали 228 золотых, 163 серебряные и 169 бронзовых медалей, что существенно выше показателей 2015 года.

За показанные высокие спортивные результаты все спортсмены и их тренеры поощрены единовременными денежными выплатами, а также по итогам 2016 года в текущем году спортсменам будут выплачиваться ежемесячные стипендии.

В республике ежегодно увеличивается количество граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. На конец 2016 года этот показатель составляет 70 тысяч человек (по сравнению с 2015 годом количество систематически занимающихся спортом увеличилось на 8 тысяч человек).

Удельный вес населения республики, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составил 15,1 процента, при этом в 2009 году данный показатель составлял 2,4 процента (или 10 800 человек).

Увеличению количества систематически занимающихся спортом способствует строительство новых спортивных объектов и игровых площадок.

В 2016 году введен в эксплуатацию дворец спорта на 3500 зрительских мест в городе Назрани.

За счет внебюджетных источников финансирования построены физкультурно-оздоровительные комплексы в сельских поселениях Яндаре, Али-Юрт и специализированный зал тяжелой атлетики в городе Назрани.

Всего на территории республики начиная с 2009 года построено 20 спортивных объектов.

Ведется строительство специализированного зала дзюдо, который будет носить имя основателя дзюдо и самбо в Республике Ингушетия Яхьи Мерешкова, плавательного бассейна в городе Назрани, физкультурно-оздоровительного комплекса в сельском поселении Сагопши.

В рамках соглашения с Роснефтью начато строительство ледового дворца в городе Магасе.

Работа Правительства по созданию условий, обеспечивающих возможность для всех категорий и групп населения вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом, будет продолжена.

В Основах государственной культурной политики, утвержденных Президентом Российской Федерации, культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития.

В рамках реализации мероприятий по обеспечению доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни достигнуты следующие целевые показатели «дорожной карты»:

количество посещений театрально-концертных мероприятий выросло на 20 процентов по сравнению с 2015 годом и составило 400 тысяч посещений;

количество представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда выросло на 11 процентов;

посещаемость музейных учреждений – на 23 процента;

количество выставочных проектов, осуществляемых на территории республики – на 2,5 процента.

Уже к 2015 году Республика Ингушетия обеспечила стопроцентное значение по следующим показателям:

доля музеев, имеющих сайты в сети «Интернет»;

доля театров, имеющих официальные интернет-ресурсы;

доля публичных библиотек, подключенных к сети «Интернет».

Обеспеченность общедоступными библиотеками на 10 тысяч человек населения составляет 1,1 единицы при необходимых 1,6 единицы в соответствии с показателями «дорожной карты».

Для решения вопроса обеспеченности республики общедоступными библиотеками предусматривается создание библиотек во вновь строящихся домах культуры в сельских поселениях республики.

В течение года проведен ряд праздничных мероприятий, приуроченных к юбилейным и знаменательным датам истории Ингушетии и России, в их числе мероприятия, посвященные Году российского кино, 100-летию Брусиловского прорыва, 100-летию основоположника ингушской литературы Джемалдина Яндиева, 235-летию города Назрани и другие.

Проводилась работа по развитию и расширению международных и межрегиональных связей в сфере культуры.

В рамках двухсторонних соглашений успешно прошли обменные Дни культуры между Республикой Ингушетия и Костромской областью, Дни культуры Ингушетии в Республике Казахстан, в рамках которых состоялись концертные мероприятия в пяти крупных регионах страны.

Заработная плата работников учреждений культуры доведена до 15193 рублей, что соответствует показателям, установленным в «дорожной карте».

В рамках поручения, данного Президентом Российской Федерации по итогам визита в республику в 2015 году, завершается строительство домов культуры в сельских поселениях Сагопши, Кантышево, Галашки.

В текущем году начато строительство еще 5 домов культуры в сельских поселениях республики (Мужичи, Сурхахи, Яндаре, Новый Редант, Зязиков-Юрт) также проводятся работы по капитальному ремонту 5 домов культуры (сельские поселения Троицкое, Экажево, Плиево, Пседах, Инарки).

В прошедшем году была продолжена работа по инвентаризации объектов культурного наследия республики, по итогам которой 1751 объект включен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Подавляющее большинство этих объектов составляют архитектурные комплексы горной Ингушетии.

Завершены работы по реставрации комплекса в селении Хамхи, за счёт частных средств отреставрирован Мелеринский замок в селении Ляжги. В 2015 году проведена реставрация объекта федерального значения «Комплекс сооружений в селении Эрзи».

В 2017 году планируется проведение работ для разработки научно-проектной документации по сохранению башенных комплексов Лейми, Пялинг и храма «Тхаба-Ерды».

Качественное осуществление возложенных полномочий позволит республике выходить с инициативой о включении памятников истории и культуры Джейрахского района в список ЮНЕСКО. По данному направлению ведется соответствующая работа, образован Ученый совет при Главе по историко-культурному ландшафту «Джейрах-Асса», в состав которого включены помимо республиканских историков представители Москвы и Санкт-Петербурга, Франции и Германии.

Одним из приоритетных и стратегических направлений социально-экономического развития республики является туристическое направление.

На протяжении последних лет наблюдается прирост туристского потока в республику из регионов России и стран дальнего и ближнего зарубежья. Количество туристов, посетивших республику в отчетном году, составило 42 тысячи человек, из них количество иностранных туристов – 2 тысячи человек.

На территории республики на постоянной основе действует более 20 маршрутов.

В 2016 году проводились событийные и культурные мероприятия регионального и общероссийского уровня, направленные на создание позитивного имиджа, а также увеличение потока туристов в республику.

Наиболее значимые из них:

военно-спортивная игра «Зарница» с участием команд регионов СКФО;

очередной железнодорожный круиз «Чайный экспресс» по Кавказскому участку «Великого шелкового пути» по регионам Северного Кавказа;

гастрономический халяль-тур в дни празднования Мархаж, в рамках которого Ингушетию посетили туристы, отдыхающие на курортах Кавказских Минеральных Вод, из г. Москвы и центральных регионов России;

всероссийский турнир «Велопрорыв 2016»;

фестиваль Байк-шоу и Международный фестиваль бейсджамперов на территории курорта «Армхи», которые посетили более 1000 человек;

фольклорно-этнографический праздник «Маьт-Сели».

Особо значимым мероприятием для республики стал первый республиканский чемпионат по рыболовству на территории пруда города Карабулака, приуроченный ко Дню города Карабулака, в котором приняли участие около 100 участников из регионов СКФО. Ввиду возросшего интереса у жителей и гостей республики к подобному чемпионату принято решение сделать его ежегодным.

Также мы приняли участие в организации информационного тура по Северо-Кавказскому участку туристского маршрута «Великий шелковый путь» для представителей турбизнеса из Китайской Народной Республики. В результате инфотура подписан меморандум о сотрудничестве в области культурно-познавательного туризма между туристическими операторами КНР и регионами СКФО.

Завершено строительство главного туристического объекта равнинной части Ингушетии – Башни Согласия.

В текущем году мы приступили к реализации проекта строительства в Джейрахском районе первого в республике альпинистского лагеря на 120 человек.

Мы активно позиционируем туристский и рекреационный потенциалы республики на различных выставочных мероприятиях всероссийского и международного уровней, что позволило повысить информированность как потенциальных туристов, так и представителей организаций санаторно-курортного комплекса о туристском потенциале Ингушетии.

Уважаемый Юнус-Бек Баматгиреевич, уважаемые коллеги, теперь перейдем к экономической части нашего отчета

Бюджетная политика республики ориентирована на две основные цели – поддержку экономического роста и безусловное решение социальных вопросов.

Основными проблемными вопросами, влияющими на сбалансированность республиканского бюджета, являются:

передача на уровень субъектов Российской Федерации исполнения полномочий, не обеспеченных реальными источниками финансирования (11 полномочий). Расходы на исполнение указанных полномочий составляют около 6 млрд рублей (в том числе не обеспечены источниками финансирования расходы в размере 3 млрд рублей);

необходимость содержания организаций социальной сферы, вводимых в рамках реализации государственных программ, что влечет дополнительную нагрузку в размере свыше 2 млрд рублей.

Несмотря на существующие проблемы, эффективное управление государственными финансами позволило обеспечить сбалансированность республиканского бюджета.

Собственные доходы консолидированного бюджета республики по итогам 2016 года выросли на 6,9 процента и составили 4 млрд рублей. Рост обеспечен за счет увеличения поступлений налогов на доходы физических лиц, на прибыль организаций, государственной пошлины, акцизов. Необходимо отметить, что начиная с 2009 года республикой обеспечен рост собственных доходов более чем в три раза (2009 год – 1,3 млрд рублей).

Рост показателя удалось достичь в том числе за счет ввода новых производственных объектов, поддержки малого и среднего бизнеса, содействия инвесторам в осуществлении предпринимательской деятельности, а также работы межведомственной комиссии по определению налогового потенциала и легализации объектов налогообложения и рабочей группы по снижению неформальной занятости.

За счет работы, проведенной вышеуказанными межведомственной комиссией и рабочей группой, выявлено свыше 6,5 тысяч лиц, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью и работающих без оформления трудовых отношений. Данные лица зарегистрированы в установленном порядке.

В текущем году планируется довести показатель собственных доходов консолидированного бюджета республики до 4,2 млрд рублей за счет проведения работы по следующим направлениям:

проведение работы администрациями муниципальных районов и городских округов республики по актуализации баз данных по имущественным налогам и инвентаризации сведений, содержащихся в государственном адресном реестре;

усиление работы инспекции безопасности дорожного движения, налоговых органов, службы судебных приставов по собираемости транспортного налога и взысканию штрафов, предъявленных за нарушение правил дорожного движения;

увеличение налоговых поступлений за счет ввода в эксплуатацию и выхода на полную проектную мощность производственных объектов, построенных в рамках федеральных целевых программ и за счет внебюджетных средств.

Нами утверждены и реализуются планы мероприятий, направленные на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета республики за счет повышения эффективности налогообложения имущества и взыскания задолженности по транспортному налогу, на 2017 год.

В полном объеме реализованы мероприятия по внедрению комплексной системы автоматизации исполнения бюджета и управления бюджетным процессом «АЦК-Планирование» и «АЦК-финансы».

Одна из основных задач комплексной системы – централизация финансовой власти региона путем сосредоточения абсолютно всей первичной финансовой информации в Минфине Ингушетии.

Таким образом, обеспечен полный контроль процесса исполнения бюджета со стороны финансового органа.

В настоящее время к системе подключены все бюджетополучатели республики республиканского и муниципального уровней.

В текущем году начато полноценное планирование бюджета и финансирование расходов в системе АЦК с последующей возможностью формирования отчетности в автоматическом режиме.

Главным направлением работы Правительства на 2017 год в сфере бюджетной политики является реализация плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга республиканского бюджета, утвержденного Главой республики (государственный долг – 2,4 млрд рублей).

Ускорение темпов роста экономики республики – одна из ключевых задач, обеспечивающих в том числе и устойчивость бюджетной системы.

Валовой региональный продукт в 2016 году вырос на 17 процентов и составил 64 млрд рублей (оценка Минэкономразвития Ингушетии).

В расчете на душу населения ВРП вырос на 15 процентов и составил 134 тысячи рублей.

Рост ВРП достигнут за счет увеличения доли следующих видов деятельности: сельское хозяйство, строительство, торговля, образование и здравоохранение.

В 2017 году прогнозируется рост ВРП до 68 млрд рублей за счет увеличения объемов промышленного производства, сельского хозяйства.

Важнейшей отраслью экономики является промышленность. В республике активно развивается производство пищевой продукции, строительных материалов. Зарождается легкая и радиоэлектронная промышленность, металлургия.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в сфере промышленности составил 7,2 млрд рублей, что на 21 процент больше чем за аналогичный период предыдущего года. Индекс промышленного производства составил 100,2 (сто целых две десятые) процента.

Отмечается рост индексов физического объема обрабатывающих производств на 2 процента к уровню предыдущего года; производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 4,5 процента.

В целях развития промышленности в отчетном периоде в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» введены:

завод железобетонных изделий мощностью 50 тысяч кубических метров в год;

предприятие «Швейное объединение «Ингушетия», на котором планируется выпуск школьной и другой форменной одежды, трикотажных изделий и спецодежды (проектная мощность 120 тыс. изделий в месяц);

На стадии ввода в эксплуатацию находится завод по производству энергосберегающего осветительного оборудования на базе светодиодов (проектная мощность производства составляет 300 тысяч светодиодных светильников в год, 400 тысяч штук филаментных ламп. Также на предприятии предусмотрено производство технологических паст).

На промышленной площадке города Карабулака успешно реализован инвестиционный проект строительства завода алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, уже осуществлен выпуск первой пробной продукции. На стадии реализации находится инвестиционный проект по строительству предприятия по производству и окраске алюминиевого профиля и ряда других предприятий.

За счет реализации указанных мероприятий в соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики в 2017 году прогнозируется рост промышленного производства от 2 до 8,5 процента.

Общий объем работ, выполненных строительным комплексом республики, вырос на 13 процентов и составил 8,7 млрд рублей. По данному показателю по темпам роста республика занимает первое место по Северо-Кавказскому округу.

Объем ввода жилья в отчетном периоде составил 272 тысячи квадратных метров.

Показатель ввода жилья по сравнению с 2015 годом вырос на 3,5 процента.

Одним из стратегических направлений жилищной политики, которое обозначено в майском указе Президента Российской Федерации, является ликвидация аварийного жилищного фонда.

В 2015 году мы досрочно завершили работу по ликвидации жилищного фонда, признанного аварийным на 1 января 2012 года.

В настоящее время республика уже приступила к реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым уже после 1 января 2012 года. В текущем году предусматривается расселение 1092 жителей из 30 аварийных многоквартирных домов.

Завершаются мероприятия по реализации второй очереди проекта строительства многоквартирных домов для обустройства граждан, проживающих в оползневой зоне, в рамках которого предусматриваются к вводу в эксплуатацию 26 многоквартирных домов, что позволит обеспечить жильем 671 семью.

В рамках обеспечения жильем вынужденных переселенцев на стадии завершения находится проект строительства жилого микрорайона в городе Назрани. Всего в рамках проекта жилье предоставлено 902 семьям, в текущем году квартиры будут выделены еще 476 семьям.

Также семьям вынужденных переселенцев в 2015-2016 годах представлено 189 государственных жилищных сертификатов.

На развитие дорожного комплекса профинансировано 509 млн рублей. Реконструировано и отремонтировано свыше 100 км автодорог.

По итогам 2016 года удельный вес автодорог регионального значения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составил около 32 процентов, при этом в 2009 году данный показатель составлял 40 процентов.

В 2017 году в дорожный комплекс республики планируется инвестировать свыше 600 млн рублей.

Уважаемые депутаты!

Основным документом, устанавливающим цели, задачи и направления развития агропромышленного комплекса республики, является государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Проводимые мероприятия направлены на повышение эффективности агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности населения республики по основным продуктам питания.

Структура агропромышленного комплекса республики насчитывает 24 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятия, а также свыше 1300 крестьянско-фермерских хозяйств.

Объем произведенной продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в отчетном году вырос на 18 процентов и составил 8 млрд рублей.

Производство зерна увеличилось на 56 процентов, подсолнечника – в 3,5 раза, картофеля – на 18 процентов.

В 1,6 раза увеличилось производство плодов (2015 г. – 32,2 тыс. тонн, 2016 год – 8,3 тыс. тонн). Существенный вклад в увеличение производства плодов внесло предприятие «Сад-Гигант Ингушетии», которым реализуется инвестиционный проект по закладке интенсивных садов на площади 1000 гектаров. В 2017 году планируется продолжить работу по закладке питомника на площади 30 гектаров с ежегодным производством более 400 тысяч штук саженцев в год.

Благодаря государственной поддержке значительно увеличилось поголовье скота и овец во всех категориях хозяйств, что положительно сказалось на производстве продукции животноводства в текущем году.

Так, производство мяса увеличилось на 6 процентов, молока – на 18,5 процента.

В 2016 году на базе ООО «Молоко Ингушетии» запустили молочный завод производственной мощностью 24 тонны молока в сутки.

Реализован инвестиционный проект по реконструкции мощностей бывшей птицефабрики в городе Карабулаке на 200 тысяч голов бройлеров.

Завершено строительство комбината детского питания мощностью производства 2,4 тонны детского питания в сутки.

На стадии завершения находится инвестиционный проект по строительству в сельском поселении Экажево предприятия по глубокой переработке мяса мощностью более 10 тысяч тонн в год (ООО «Муслим-Эко Продукт»).

В Малгобекском районе ведется строительство птицекомплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки производительностью 10 тысяч тонн в год (ООО «Птицекомплекс» Южный»).

Реализация этих проектов будет способствовать дальнейшему развитию отрасли и насыщению нашего рынка собственной продукцией.

Развитие сельского хозяйства, в том числе отраслей животноводства, птицеводства и перерабатывающей промышленности, увеличивают задачи, стоящие перед ветеринарной службой республики.

Вопросы проведения ветеринарно-санитарных мероприятий и диагностических исследований находятся на особом контроле Правительства.

В усиленном режиме функционируют круглосуточные ветеринарно-контрольные посты, расположенные на административных границах республики с другими регионами.

В текущем году будет завершена работа по аккредитации Вирусологической ветеринарной лаборатории, что позволит проводить необходимые исследования на территории республики.

Главам городских округов и муниципальных районов республики необходимо уделить особое внимание вопросам проведения разъяснительной работы с руководителями рынков о необходимости организации на рынках государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, а также обеспечить строительство на местах типовых скотомогильников и модульных установок, предназначенных для утилизации трупов животных и птиц.

Республика совместно с Агентством стратегических инициатив реализует ряд проектов, направленных на формирование благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций и повышение эффективности работы управленческих команд.

Формат «дорожных карт», выбранный для разработки мер по устранению наиболее серьезных преград для ведения бизнеса, стал эффективным механизмом взаимодействия предпринимателей и представителей власти.

Так, в республике в рамках соответствующих «дорожных карт» реализованы мероприятия по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, реализуются мероприятия по внедрению стандарта развития конкуренции.

В рамках реализации «дорожных карт» принято более двух десятков законодательных и нормативных правовых актов, направленных на улучшение инвестиционного климата, внесены изменения в действующие документы.

Благодаря расширению механизмов поддержки инвестиционной деятельности в последние годы наметились устойчивые тенденции повышения инвестиционной привлекательности региона, которая обеспечила рост объемов инвестиций с 2009 года в пять раз (2009 г. – 1,7 млрд рублей; 2016 г. – 8,2 млрд рублей).

В текущем году утверждены планы мероприятий «дорожные карты» по внедрению 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство является основой экономического развития республики.

В сфере малого и среднего бизнеса республики функционируют более 8 тысяч предпринимателей.

По предварительной оценке, оборот предприятий данной отрасли составил свыше 24 млрд рублей, объем налоговых поступлений от их деятельности по итогам отчетного года увеличился на 54 процента (2016 г. - 504 млн рублей).

В июне 2016 года проведен III Республиканский экономический форум и многопрофильная выставка «Деловая Ингушетия». В форуме приняли участие более 80 компаний, 28 из которых представляли различные регионы России. Подписан ряд инвестиционных соглашений.

В рамках реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» создан Центр молодежного инновационного творчества «Реновация», направлениями деятельности которого являются робототехника, электроника, авиамоделирование, 3D-моделирование, программирование.

В текущем году привлечена субсидия федерального бюджета на создание филиалов центра в четырех городах республики: Магасе, Сунже, Карабулаке, Малгобеке.

Проект имеет важное значение в организации досуга детей и молодёжи, а также создании условий для самореализации инновационного и предпринимательского потенциала подрастающего поколения.

В рамках реализации мероприятий по развитию информационного общества в 2016 году запущено два многофункциональных центра: в сельском поселении Зязиков-Юрт на 10 окон приема заявителей и сельском поселении Джейрах – на 5 окон.

Создано 24 обособленных структурных подразделения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, в настоящее время в республике функционирует 10 МФЦ, в которых оказывается 161 услуга.

Всего через МФЦ республики в 2016 году предоставлено 213 тысяч государственных услуг.

Целевые показатели в сфере информатизации, установленные в рамках майского указа Президента Российской Федерации, в республике по итогам отчетного года достигнуты:

уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составил 80 процентов;

доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, составила 91 процент;

доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составила около 50 процентов.

Ситуация на рынке труда характеризуется стабилизацией и снижением уровня безработицы.

Достигнуто снижение уровня регистрируемой безработицы на 2,7 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

На 1 января 2017 г. значение уровня регистрируемой безработицы составило 10,6 процента.

Это самый низкий показатель за последние 5 лет.

Следует отметить, что республика в 2016 году показала самый низкий рост цен среди регионов СКФО. Индекс потребительских цен составил 102,6 процента, что ниже уровня по СКФО, который составил 105,2 процента.

Усиление государственного экологического надзора, экологическое просвещение и пропаганда среди населения республики бережного отношения к природным ресурсам являются ключевыми направлениями работы в сфере экологии.

Благодаря существенному усилению государственного надзора в сфере экологии удалось качественно повысить показатели по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства.

За отчетный период проведено 580 контрольно-надзорных мероприятий, по результатам которых выявлено около 900 нарушений природоохранного законодательства.

В целях решения проблем в области обращения с отходами, ведется реализация инвестиционного проекта по строительству современного полигона по захоронению и складированию отходов и мусоросортировочного комплекса в городе Сунже, а также пяти площадок временного размещения отходов, в том числе на территории Назрановского, Малгобекского и Сунженского муниципальных районов.

В 2016 году проведено более 150 экологических мероприятий с участием более 85 тысяч жителей.

По итогам Всероссийской акции «Вода России» Ингушетия признана лидером и заняла первое место.

По итогам проведенного Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия – 2016» республика также заняла первое место среди субъектов Российской Федерации.

Как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения в республике созданы и функционируют отряды юных пионеров «Зеленые пионеры».

В рамках плана мероприятий по проведению в 2017 году в Ингушетии Года экологии и особо охраняемых природных территорий реализуется более 80 значимых мероприятий природоохранного и эколого-просветительского характера.

Уважаемый Юнус-Бек Баматгиреевич!

Уважаемый Зялимхан Султанхамидович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

В своем сегодняшнем отчете, подводя итоги, мы часто для сравнения возвращались на несколько лет назад, поскольку результаты работы 2016 года – это итоги работы всех последних лет.

Решен целый ряд острых проблем, которые тормозили развитие республики, создавали социальную напряженность.

Это проблемы жилищного обустройства вынужденных переселенцев, жителей оползневой зоны, граждан, проживающих в аварийном жилье; неудовлетворительное материально-техническое состояние объектов социальной инфраструктуры, отсутствия условий для проведения крупных спортивных и культурно-массовых мероприятий и другие.

Необходимо конечно отметить, что основная заслуга в решении указанных проблем принадлежит федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия», сроки реализации которой завершены в 2016 году. В рамках данной программы с 2010 года построено 139 объектов различной отраслевой направленности, создано свыше 7 тысяч рабочих мест.

Хочу от лица Правительства и всех жителей республики выразить благодарность Главе нашего региона, в результате усилий и авторитета которого Ингушетия вошла в число нескольких регионов Российской Федерации, в целях развития которых были приняты отдельные программы.

Также хочу поблагодарить Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и все федеральные органы власти, участвовавшие в реализации этой программы, содействие и поддержка которых позволили добиться позитивных изменений по всем основным показателям экономического и социального развития.

Сегодня перед нами стоят новые задачи, мы должны максимально полно использовать созданные условия, повышать уровень образовательного процесса, качества предоставляемых медицинских услуг, вовлекать население республики в занятия физической культурой и спортом, повышать культурный уровень наших граждан.

Необходимо обеспечить эффективное функционирование введенных производственных объектов, создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, привлечения инвестиций в экономику.

Это те задачи, которые ставит перед новым Правительством руководство республики и то, чего ждут от нас наши граждане.

Мы готовы к выполнению возложенных на нас задач, уверены, что плодотворное сотрудничество всех ветвей власти нашей республики позволит Ингушетии в ближайшей перспективе стать одним из лидеров-регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития.

ДОКЛАД ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Пресс-служба Правительства РИ

27 апреля 2017 года